Е. Г. Лысенко "Остановись, мгновенье!"

Остановись, мгновенье!


В нашей школе помимо основных дисциплин, таких как рисунок, живопись, композиция, скульптура и история искусств, преподаватели много внимания уделяют такому разделу преподавания, как наброски. 

Делаем наброски в основном с людей, стоящих неподвижно. Часто делаются зарисовки людей в исторических костюмах. Время набросков варьируется в зависимости от поставленной задачи. Короткие рисунки помогают ученикам более верно изображать человека в своих работах по композиции.

Этот раздел обучения очень важен для юного художника, т. к. наброски развивают наблюдательность, зрительную память, целостное видение, помогают сосредоточиваться на главном и отсекать второстепенное.

Основными графическими средствами изображения в набросках являются линия и пятно. Линия как средство передачи изображения появилась еще в момент зарождения искусства. Все мы знаем и восхищаемся наскальными рисунками древних мастеров. Как точно и узнаваемо доисторические художники изображали животных!

В набросках линия имеет огромное значение, ведь натура узнается нами по характерным внешним очертаниям. По контуру можно сразу отличить шар от куба, один вид дерева от другого. Более того, мы часто только по силуэту и контуру узнаем знакомого человека. Линия - самое доступное средство, обладающее огромным выразительным потенциалом. Она может быть широкой и тонкой, дрожащей и ровной, сплошной и прерывистой, с одинаковым или переменным нажимом. В природе линий не существует, т. к. мы живем в трехмерном пространстве. Мы видим линии как границы предметов. В линейном наброске контур должен появиться на листе в первую очередь, т.к. на абрисе сосредоточивается наше первое внимание, а от остроты и богатства восприятия контура и его особенностей зависит полнота представления о том, что рисует художник. Точно и остро найденный контур, даже незаконченный, способен одновременно определять компоновку и размер рисунка в листе, передавать характер и движение всей массы формы, ее пропорции. Чем вернее найдена линия, ее плавность, размер, текучесть и толщина, тем полнее она сможет передать воспринятое глазом, тем более выразительным получится набросок. Линиями в наброске можно передать не только характер изображения, но и эмоции, которые испытывает художник.

Кроме линейного наброска, существует набросок пятном и объединенный - и пятном и линией.

В набросках пятно выполняет две основные функции: создает силуэт и светотень. При работе силуэтом очень важно правильно соотнести количество темного и светлого в листе. Часто при таком задании педагог предлагает учащимся смотреть на контрформы, обобщать их до простых геометрических фигур. Наброски пятном можно рисовать тушью, мягкими материалами, акварелью или гуашью, а также использовать маркер или толстый фломастер. При использовании сухих материалов (уголь, сангина, соус, пастель) тональное пятно достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой тряпочкой или просто пальцем. Набросок можно начинать сразу тоном, не темным (например, наносить на бумагу пятна акварелью), а затем уточнять линией. Таким образом на листе сразу же решается компоновка и определяется размер изображения. В процессе работы нужно постараться отобрать необходимое для того, чтобы обобщить набросок, увязать отдельные части и пластически подчинить их целому.

Часто в набросках применяются все графические средства: линия, пятно и штрих, тогда нужно следить за тем, чтобы одно дополняло другое и не дублировало его, одного должно быть больше, а другого меньше. Разные художественные материалы по-разному воспринимаются зрителем. Тональное пятно одной силы, нанесенное акварелью, сухим материалом или тушью отличается по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный разными материалами, зрительно воспринимается по-разному и обладает особыми художественными качествами.

Наброски и короткие рисунки - неотъемлемая часть программы подготовки юных художников.

 

Екатерина Георгиевна Лысенко,
преподаватель ДХШ № 7