Т. Г. Колесникова "Создавая таланты"

Создавая таланты

Раннее развитие удивительная штука! Ведь не секрет, что вся информация, полученная ребенком до 7 лет, является для него базовой и мирообразующей. Значит, чем больше знаний приобретет маленький человек в этом благословенном возрасте, тем богаче будет его мир. И тем легче ему будет учиться и жить дальше.

Вот, например, мы наступаем на коврик перед входной дверью, и не отдавая себе отчета, вытираем ноги. Это практически рефлекс. Так же, как чистить зубы, как уметь складывать буквы в текст. Потому что это знания, которые дали нам совсем маленьким, так давно и так основательно, что они стали для нас чем-то сродни интуиции.

И это касается всего! И изобразительного искусства в том числе.

Как-то раз одна моя ученица, начавшая рисовать со мной в возрасте трех лет, рассказывала, как на уроке по геометрии с удивлением слушала учителя и отмечала, что может предугадать то, что он сейчас расскажет. И не просто понимает материал, а как будто всегда его знала. Речь шла о теореме Фалеса, практическое применение которой она освоила еще в семь лет у меня на занятиях. В ее четырнадцать - это полжизни назад! Так давно, по ее масштабам, что она забыла сам момент обучения, но знание осталось с ней навсегда - живое, практическое знание.

В нашей художественной школе мы занимаемся с детьми начиная с трех лет, и можно смело сказать, что сами выращиваем себе таланты. Если посмотреть статистику лучших выпускников, то можно увидеть ярчайшее подтверждение правильности этой практики – большинство наших лучших учеников начали заниматься у нас в раннем дошкольном возрасте.

Сейчас существует огромный выбор предметов, предлагаемых для раннего обучения малышей: это и танцы, и музыка, и основы математики и логики, и развитие речи, и иностранные языки. Все это - грани развития ребенка, но только на занятиях творчеством возможно объединить и охватить все стороны развития маленького человека, подобно спичкам, собранным в спичечном коробке. Занятия рисованием или лепкой, как, впрочем, и любым видом созидательной деятельности, естественны для маленького ребенка, являются для него своеобразным способом саморефлексии и познания мира и попросту приносят ему радость и удовлетворение. И именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте наиболее эффективно на занятиях творчеством. И неважно на самом деле, выберет ли он потом изобразительное искусство своей профессией, но в любом случае он вырастет гармонично развитым, личностью, наделенной силой и сознанием.

Малыш 3-6 лет отличается от взрослого не только ростом и недостатком жизненного опыта, но и рядом определенных физических параметров. Его нервная и психическая деятельность, его физические возможности совсем не такие, как у взрослых. Маленький ребенок не в состоянии совершать мелкие и точные действия руками. Но руки-ноги - лишь инструменты. Инструментами кто-то должен управлять. Вот этого малыши и не могут. Попросту говоря, не владеют своим телом так же, как это может взрослый. Тяжела для них именно связь между действием и пониманием. И именно это – выработку связи между действием и осознанием - и должно подразумевать под собой развитие ребенка-дошкольника. Малыш должен постепенно учиться контролировать себя, а вместе с тем и собственные действия. То есть, чтобы руки у крохи работали хорошо, ему надо научиться подключать к работе свое желание, свою волю, учиться не просто выполнять нужные действия, а совершать осознанные действия под контролем сознания. Программа занятий в наших дошкольных студиях делает основной упор именно на это – на становление и развитие личности как осознанности и самоконтроля. Изобразительное искусство для детей до 7 лет является скорее средством, а не целью.

В возрасте 7-9 лет дети уже задумываются о профориентации, рисование становится целью, а обучение рисованию самостоятельной дисциплиной.

С 9 до 11 лет наши юные дарования занимаются на подготовительных курсах, цель которых дать уже совершенно конкретные знания, которые помогут успешнее сдать вступительные трудные экзамены на бюджетное отделение нашей школы.

 

Татьяна Георгиевна Колесникова,
преподаватель ДХШ № 7