Т.И.Вишневская "Да здравствует пленэр!"

Да здравствует пленэр!

12. Грёмушкина Полина 13 лет Двор в Изборскепреп Вишневская .jpg


В отличие от поленовцев, я каждый год вывожу детей в разные места нашей необъятной родины. Сейчас очень модно отпуск проводить за границей и бесконечно восхищаться зарубежьем. Но и у нас в стране так много ценного, красивого, родного и достойного восхищения! Помимо пленэра, дети имеют возможность познакомиться со страной, в которой они живут. Кто-то из известных писателей сказал, что Россия лучше всего видна по границам. Мы бываем в местах, где когда-то проходили границы Руси (с Прибалтикой - в Изборске и с хазарами - в Дивногорье; Выборг всё время воевал, был то шведским, то русским, то финским). Здесь всё дышит историей, и для нас это очень важно. А если удается разместиться поблизости от местного монастыря или усадьбы, мы просто дышим «пылью веков». 



Стараемся активно общаться с местными музеями, и, по возможности, организовываем выставки по окончанию практики. В программу, кроме пленэрных задач, ставлю образовательные, связанные с историей и культурой. Таким образом мы пытаемся охватить сразу большой круг задач:

1) воспитательных - воспитываем чувства патриотизма и любви к Родине, самостоятельность и ответственность;

2) образовательных - они делятся на несколько категорий и вначале идут, конечно, задачи, связанные с пленэром:

а) научиться видеть и создавать в листе выразительную композицию;

б) научиться приёмам выстраивания пространства в плоскости листа, используя законы воздушной и линейной перспективы (тёплые и холодные отношения между цветами, изменение цвета и тона предмета в перспективе, умение различать передний, средний и дальний планы);

в) научиться применять при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий цветовой и тональный масштаб;

г) изучение истории и культуры мест, в которых мы пребываем, народов и их традиций, примером может служить народ сето, о котором мы узнали в Изборске, или хазары, о которых говорили в Дивногорье).

Если говорить о художественных материалах, которыми мы пользуемся во время практики, то это живописные - акварель, гуашь и темпера и графические - тушь и соус, сангина, мел, уголь. В программу входит как живопись, так и графика. Далее я расскажу о программе пленэра для детей по классам.

В 1-м классе стоит начать с отдельно стоящего дерева, постараться передать его пропорции и характер, с зарисовки цветов, домашних животных и птиц. Изучаем различные средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно). Затем рассматриваем тему «Изменение тона и цвета в пространстве», пишем простые по сюжету этюды, в которых нужно чётко передать с помощью цвета и тона передний, средний и дальний планы. Константин Алексеевич Коровин писал по этому поводу: «Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, - невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты… Я люблю начинать с самых густых темных мест. Это не позволяет влезать в белёсость. Колорит будет насыщенный, густой». Таким образом, мы с одной стороны учимся вниманию к деталям, изучаем предмет, с другой - учимся цельному восприятию всего пейзажа. Третий вид заданий - на умение находить сюжет для композиции и определение положения линии горизонта в листе (главное - небо или земля), а также масштаб предметов, т.е. собственно композиционные задания. Эти задания можно выполнять также большими локальными пятнами.

Комарова Нина. Панорамы Дивногорья - копия.JPG

Во 2-м классе мы в основном закрепляем то, что начали отрабатывать в первом классе, вводя чуть более сложные сюжеты с зданиями (вид городской улицы с несложными строениями вдоль нее; дорога, уходящая вдаль). Можно попробовать написать натюрморт в пейзаже с несложными предметами. Как показывает практика, дети далеко не сразу понимают, что зелёные кусты и деревья надо писать не хром-кобальтом сине-зелёным, к примеру; нужно искать более правдивые и тонкие сочетания, используя охру, жёлтый, чёрный, синий цвета. Для понимания того, как смешивать краски и находить верные оттенки, полезно делать задания с ограниченной палитрой цвета (выбор цветов в цветовом круге по принципу квадрата и треугольника). На отработку тона так же полезно делать гризайль.

В 3-м классе во время учебного года мы подробно разбираем с детьми виды перспективы улицы (восходящая перспектива, нисходящая, улица с поворотом). Делаем упражнения на уроках, поэтому и для этюдов я выбираю пересеченную местность, чтобы как следует отработать эту тему. При этом задачи живописные также имеют место быть. В течение года мы рассматриваем тему о влиянии освещения на цвет, пишем натюрморты, освещенные лампой, и с дневным светом, на окне – контражурное освещение (фр. contrejour - против света), этюд со свечой. Поэтому на пленэре целесообразно взять ту же тему. Ну, и третье - это пейзаж с водоёмом. Эжен Делакруа пишет: «Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию». Вот этой гармонии мы и пытаемся добиться в 3-м классе.

В 4-м классе все предыдущие знания и опыт объединяются, и учащийся может более свободно выбирать и сюжет, и композицию, и технику выполнения своих работ, т.е. практика носит более творческий характер. Кроме уже имеющихся сюжетов, можно добавить урбанистический и индустриальный пейзаж. Также можно попробовать по желанию учащегося технику масляной живописи.

В заключение хочу сказать, что считаю пленэрную практику очень важной для ребят и с точки зрения образовательного процесса, и для воспитания их самостоятельности, и для объединения коллектива, и для пробуждения чувства патриотизма и любви к Родине.

 

Т.И.Вишневская,
заместитель директора по развитию,
преподаватель ДХШ № 7