Т. И. Вишневская "Учимся анализировать".

Рисуют не руками, а головой.

Микеланджело Буонаротти,
великий итальянский живописец,
скульптор и архитектор


Рисунок - это основа, скелет изобразительного искусства. Без него сложно обойтись. Рисунок мужского рода, живопись- женского. 

Рисунок - это структура, конструкция, живопись - настроение, состояние. Они, взаимно дополняя друг друга, создают прочный союз в изобразительном искусстве. Только абстракционизм полностью уничтожает рисунок. В рисунке отчётливо видно, как человек мыслит, в живописи - как чувствует.

Рисунок бывает линейно-конструктивным и тональным. Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например. при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем. Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Тональный же рисунок даёт нам более точное представление о видимом, близкое к реальности. Он близок к живописи тем, что тон важен и там, и там. Именно тональный рисунок даёт ту красивую, разнообразную тоновую палитру, помогает передать материальность (фактуру) предметов и тона, создать пространство. Союз двух этих подходов даёт крепкий фундамент для творчества как в чисто изобразительной сфере, так и в прикладной, начиная от компьютерной графики и заканчивая прикладными искусствами. 

В наше время ведутся споры о том, нужен ли дизайнеру, к примеру, хороший грамотный рисунок. Некоторые говорят, что главное - это креативность, а классическое обучение загоняет сознание в жесткие рамки. Но что такое креативность? По сути, это свой взгляд на вещи. Вряд ли безграмотные люди имеют более самостоятельное мышление, чем грамотные, но у грамотных больше технических возможностей. Так что не оправдывайте лень «креативностью».Учитесь!

Татьяна Ивановна Вишневская, 

зам.директора по развитию ДХШ № 7, 

преподаватель ДХШ № 7