Т. В. Гераскина "Гармония целого"

Гармония целого


Композиция входит в состав любого вида искусства, так как осуществляет связь частей, образующих целое. «Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

Это сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого. Композиция есть созидание, изображая материальный мир, она является отражением вещей духовного порядка.

Начинается обучение в художественной школе со знакомства с правилами композиции, основами цветоведения; знания закрепляются выполнением практических заданий; развитие происходит от простых компоновок и однофигурных композиций к сложным многофигурным построениям. Одновременно с изучением правил и законов композиции учащимся необходимо ставить перед собой творческие задачи и стремиться к наиболее полному их воплощению. На занятиях по композиции учащиеся за пять лет изучают композиционные жанры, начиная с простых, затем переходя к более сложным задачам. Это: пейзажный, натюрмортный, портретный, бытовой, иллюстративный, батальный, исторический жанры.

Вначале появляется идея, творческая мысль, затем определяется предмет сочинения – сюжет. Начинается сбор материала, в этом помогают уроки по истории искусств и посещение выставок и музеев. Затем ведётся композиционный поиск – делается несколько (иногда много) тоновых эскизов в маленьком формате. Главной задачей является создание точного, яркого художественного образа, соответствующего идейному замыслу композиции. Для успеха в нахождении художественного образа необходимо делать много зарисовок, этюдов, набросков с натуры. Нужно обучать детей художественно-образному восприятию действительности, умению выражать свой внутренний мир и создавать свою реальность в творческой работе. Техника исполнения учебной композиции зависит от поставленных задач в учебной программе.

С момента основания школы большая роль в учебном процессе придаётся пленэрной практике, поэтому немалая часть учебных работ – пейзажи, которые создаются по пленэрным этюдам и зарисовкам на занятиях по композиции. В завершение цикла обучения в школе учащиеся выполняют дипломную работу – сюжетную композицию.

Изобразительное искусство, как и любое другое творчество, это один из способов познания мира, один из языков общения с миром и один из лучших способов выразить себя. Познавая мир, формируется творческая личность - неоспоримая ценность для общества.

 

Татьяна Викторовна Гераскина,
заместитель директора по УВР,
преподаватель ДХШ № 7