Д. А. Адамович "Форма и содержание"

Форма и содержание


Испокон веков человечество нуждалось в красоте и всеми силами стремилось эту жажду утолить. Тогда, в незапамятные времена, наряду с живописью появилась и скульптура. С латыни sculp переводится как «высекаю, вырезаю», а ваяние и пластика происходят от греческого plasso-леплю. Сама скульптура являет собой объемное изображение и подразделяется на два больших вида: круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура позволяет рассматривать себя в мельчайших подробностях с разных сторон, тогда как рельеф показывает всю свою красоту только с одной стороны, фронтальной.

Центральной темой в изобразительном искусстве всегда был и остается человек, и скульптура не является исключением. Достаточно просто взглянуть на греческих богов и богинь, прекрасных героев мифов и легенд в исполнении художников эпохи Возрождения, и сразу становится понятно, что для художника нет ничего прекраснее, нежели человеческая фигура. На втором месте идет анималистика, то есть изображение животных, которых часто завязывают в одну единую композицию с людьми. Реже появляется природа в виде растений, пейзажей или декоративных орнаментах.

Постановка фигуры в пространстве, передача ее пластики (движения), позы, жеста, характер силуэта - это самые главные выразительные средства скульптуры. Объемная форма создается в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия и на основе наблюдений, в особенности, анатомии модели, так же, как и в рисунке, живописи или дизайне.

За каждой скульптурой стоит колоссальная подготовительная работа. Важно не только придумать красивую композицию, но и найти решение форм и линий, создать пластичное художественное решение.

Исходя из поверхностного представления о скульптуре, люди искренне считают, что хорошая работа - это максимально проработанная, детализированная скульптура, с массой мелких деталек, фактур и прочими подробностями, тогда как истинная ценность и красота скульптуры от них ускользает.

Мало изучить анатомию, ее нужно еще грамотно применить в изображении, местами привирая, в угоду красоте, иначе изображение получится сухим и скрупулезным, перечисляющим детали, и создастся не произведение искусства, а пособие для анатомического класса медвуза. Важно вести работу от силуэта, от общих больших форм к более мелким деталям. Начиная с нескольких десятков поисковых эскизов, показывающих множество вариаций поз одной и той же фигуры (фигур), художник выбирает из них лучшую для дальнейшей работы над итоговой скульптурой. После лепится этюд, в котором, кроме пластики и силуэта, уже решаются задачи построения пропорций, изгибов форм, но все еще игнорируются мелкие, не важные в данный момент, детали. Первые шаги в скульптуре идут с копирования гениальных мастеров с целью изучения техники исполнения и логики, которой следовали старые художники.

Как же проходят занятия с детьми? Они заключаются в изучении массы материала, неважно, что это: натюрморт из каких-либо предметов, скелеты и чучела животных, гипсовые копии скульптур гениальных художников прошлого. В основном, освоение техники лепки идёт через копирование, во время которого учащийся постигает движение формы, путешествует по ней, словно исследователь или первооткрыватель, шагающий по холмам и долинам; так и тут нужно изучить каждый изгиб, каждое углубление в форме. Нельзя забывать и о творческом переосмыслении. Если с копированием все ещё более или менее понятно, то со скульптурной композицией все несколько сложнее. Прекрасно, что человек может лепить скульптуру Давида «как настоящую» или «похоже ведь». Но приравнивает человека это не к великому творцу, а к 3D-принтеру. Тут нет личной работы, только техника копирования - и не более того. Изучая законы композиции, вникая в технику и логику мастеров и применяя полученные навыки на занятиях, учащийся может уже реализовать свои собственные творческие способности.

 

Даниил Александрович Адамович,
преподаватель ДХШ № 7