Б. А. Иванов "Учимся размышлять".

Сначала мысль, затем образ




В изобразительном искусстве вообще нельзя говорить, что нужно писать вот так, а не иначе. Решение творческих задач не поддается порой правилам, а руководствуется только замыслом художника, его образом, темой сюжета, эмоциональным настроением (состоянием) композиции.

Решение учебных задач по композиции носит как бы технический характер, а творческих – эмоциональный. Причем воспитывая детей в художественной школе, мы должны включать обе эти задачи, и чем раньше мы научим детей размышлять, думать, рассуждать о своей работе, тем интереснее они будут развиваться ка личности. А главная задача и состоит в том, чтобы выпускать во взрослый мир образованных, мыслящих ребят. Они могут стать кем угодно – художниками, архитекторами, экономистами, врачами, педагогами, но самое главное – они будут профессионалами, которые творчески подходят к решению поставленных задач. Это проверено временем.

Кто сказал, что нужно думать так-то, а не иначе? Где критерий оценки мышления? Как оценить творчество? Нет простых решений. Как гласит мудрость, в мире нет тайн, есть только та или иная степень знания. В своей педагогической работе я стараюсь много говорить с учениками, мой жизненный и творческий опыт позволяет мне настроить их на правильный подход к работе. Сначала мысль, затем образ и, в дальнейшем, работа над эскизами.

Сколько написано про композицию, но никто не скажет, что это именно то, что надо. Писали и великие, и не очень, писали и художники, и философы, педагоги и мыслители; и как понять, кто прав, в чем величие других? Я думаю,- это все частички одного целого, и не в величии дело, а в опыте каждого мыслящего человека, творческого человека, для которого нет простого решения, а есть продвижение мысли и составление целостного отражения своего опыта и практических наработок. Это своего рода сила, движущая вперед, в неведомое. И если кто-то вам скажет: «Я все понял», не верьте этому человеку. Скорее всего он понял, что нашел путь к познанию, для мышления нет границ. Для детей школа должна стать как семья, где все должно быть подчинено гармонии общества, личности, где каждый – индивидуум, а вместе – сила.

Как детям нравится слушать! Для них педагог – это живая энциклопедия, и главное – в очень доступной форме. Слушая, они запоминают гораздо больше, нежели прочитав ту или иную книгу. Когда учитель рассказывает, он предлагает им подняться в своих мыслях выше головы, уйти в пространство, ощутить себя птицей в свободном полете, где все обыденное куда-то уходит, а мечта становится реальностью. Как мы завидуем птицам, глядя на них; как мы завидуем философам, прошедшим великий путь познания, выразивших все это в одной фразе! Да, мала наша Земля и как велика мысль человека!

В своей работе над композицией пространства я ставлю не только задачи на равновесие в картине, на выявление главного, на упражнения передачи планов, на движения тона и цвета, но особое внимание я уделяю образу, преобразуя мысль в конкретную изобразительную форму. 

Вот примеры заданий, которые я даю учащимся: изобразить ветер, печаль, радость, напряжение, солнечный день, вечер, тишину. Работа над такими темами дает развитие творческому воображению. Во время объяснения темы очень важно добиться контакта с учеником. Но для этого нужна подготовка материала именно для этой темы. Сейчас это не так сложно, есть интернет, можно много найти графических изображений, фотографий, да и сама история искусств предоставляет нам огромное многообразие стилей и образов. Это тоже большая помощь учителю и ученику. И тот, кто хочет добиться успеха в изобразительном творчестве, должен многому учиться самостоятельно. Учитель может только показать дорогу к знаниям, а пройти ее должен сам ученик. Заканчивая художественную школу, выпускники вновь поступают в школу, но уже во взрослую, а эта учеба не кончается никогда.

Борис Александрович Иванов,
преподаватель ДХШ № 7