В. А. Кочетков "В ногу со временем"

В ногу со временем


Востребованность профессии дизайнера на сегодняшний день очень высока. Однако само название этой профессии скрывает в себе множество направлений в изобразительном искусстве, иногда не связанных между собой напрямую. Так, дизайнер одежды может получить абсолютно иное образование и навыки чем, скажем, графический дизайнер или дизайнер интерьера. Вступительные экзамены в различные вузы на факультет дизайна так же могут подразумевать разное техническое задание и исполнение. Например, в архитектуре под предметом «Композиция» понимают врезку геометрических тел с учетом перспективного сокращения, а в мультипликации под композицией понимают раскадровку и компоновку кадра.

В художественной школе дают базовые знания для любого из видов творческих профессий, но зачастую дипломники или родители дипломников задают один и тот же вопрос: какие способности у ученика проявились ярче, на какой факультет было бы лучше поступить этому ученику, в какой колледж или вуз. Как правило, базовые художественные навыки не показывают у ученика склонность к профессии архитектора, графического дизайнера или другим видам дизайна, так как художественная школа не предполагает специальных заданий по конкретной профессии, и ученику приходится приходить в новую творческую профессию, практически не имея никаких навыков или опыта, кроме базовых знаний о рисунке, живописи и специализированной композиции, подразумевающей в художественной школе жанровую картину на заданную тему, что больше подходит для ученика, выбравшего своей профессией живопись.

В 2015 году совместно с директором школы Н.Ю.Игнатович нами было принято решение об открытии трех спецкурсов по компьютерной графике, основам дизайна и углубленному рисованию гипсовой головы. Эти спецкурсы показали востребованность данного направления и дали возможность отработать и усовершенствовать методическую программу для создания полноценной предпрофессиональной программы «Дизайн», на котором ученики проходят предметы: 1) рисунок, 2) живопись, 3) основы дизайна, 4) концепт-арт, 5) компьютерная графика.

Факультет дизайна знакомит учеников с тремя наиболее востребованными видами дизайна: графический дизайн, дизайн мультимедиа и дизайн среды (архитектура). Это три наиболее популярных направления среди поступающих в вузы абитуриентов.

Ученики факультета дизайна получают базовые навыки по всем трём направлениям и смогут ко времени поступления в вуз или колледж легче определиться в выборе профессии, поскольку будут знать специфику, иметь знания и личный опыт.

За четыре года обучения ученики получают знания и выполняют задания по основам архитектуры, дизайну среды, интерьера, а также по созданию персонажей, локаций и анимации, созданию фирменного стиля, айдентике[1], сайтов и мобильных приложений. Проходят основной набор компьютерных программ на базовом уровне: Adobe Photoshop, After Effects, Pixologic Scultris, ScetchUp, Adobe XD, Cinema 4D и многие другие программы, несложные для подросткового возраста, но не изучают, например, программы Avtocad, Arhicad, 3D-max, Zbrush ввиду сложного для восприятия подростком 12-13-летнего возраста интерфейса или узкоспециализированной деятельности. На занятиях ученики делают прототип своего сайта, создают фирменный стиль для компании, придумывают своих персонажей, далее на компьютере анимируют их, делают в 3D, скульптят[2] или моделируют сложные игровые ассеты[3] и создают свою собственную компьютерную игру. Однако знания, умения и навыки по живописи ученики получают также в полном объеме, необходимом для прохождения творческого конкурса на поступление в художественный вуз. История искусства также входит в обязательную программу как часть основ дизайна под названием «История стилей», где ученики рисуют орнаменты, украшения, архитектуру, мебель и одежду различных исторических эпох и слушают лекции по истории искусства.

Тему дипломной работы и направление, в котором собирается развиваться дальше, ученик выбирает в четвертом классе. Темы три: архитектура, графический дизайн или дизайн мультимедиа. Ученики делают дипломные работы сообразно с профилем выбранного вуза и его вступительными экзаменами. Например, выбрав тему «архитектура» на диплом по рисунку, ученик выполняет врезку геометрических тел на формате А2 и рисунок античной гипсовой головы также на формате А2, что соответствует вступительным экзаменам в архитектурный вуз или колледж. При выборе направления «мультимедиа» дипломным рисунком будет конструктивный натюрморт с черепом и тональный рисунок головы (портрет) на формате А2, что соответствует необходимым навыкам для мультипликатора или режиссера анимационного фильма. Помимо рисунка, выполняются дипломные работы по живописи и выбранной специальности. Более подробно о дипломных работах можно узнать на сайте ДХШ № 7. На защиту дипломных проектов приглашаются специалисты данных отраслей, способные адекватно прокомментировать проделанную работу соответственно уровню выпускника художественной школы, порекомендовать вуз и подготовительные курсы.

 

Владимир Александрович Кочетков,
преподаватель факультета «Дизайн» ДХШ № 7.

 




[1] Айдентика – корпоративный стиль, набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединенных одной идеей, основная задача которых – выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.


[2] Скульптинг - первый 3D-этап в создании мультимедийных персонажей. На этом этапе персонаж лепится как из глины, отсюда и название.


[3] Игровой ассет -цифровой объект, преимущественно состоящий из однотипных данных, неделимая сущность, которая представляет часть игрового контента и обладает некими свойствами. Понятие «игрового ассета» используется при разработке компьютерных игр.