М. В. Печатина "Учимся видеть"

«Живопись – это поэзия, которую видят…»

Леонардо да Винчи


Я более тридцати лет занимаюсь педагогикой и все время учусь чему-то у своих коллег и учеников. Меняется мир вокруг нас, меняются ученики, и все эти изменения должны отражаться в нашей работе. Мой любимый предмет – живопись. В процессе обучения юные художники должны усвоить основной закон живописи – закон цветовых и тоновых отношений. Гармоническое слияние тона, цвета и рисунка в одно целое – это и есть настоящая живопись.

Рисунок и живопись с натуры являются обязательным составными элементами реалистической профессиональной школы изобразительного искусства. Чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы, закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями, правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства, особенности создания гармоничного цветового строя.

Но, кроме теоретических знаний, юному художнику надо приобрести целый ряд практических умений и навыков, чувство пропорций и тончайших градаций цвета, необходимо научится цельности виденья, развивать композиционные чувства и художественный вкус.

Начинающие художники в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями, познакомиться с произведениями мирового изобразительного искусства. Не освоив на занятиях под руководством художника-педагога необходимых знаний, навыков и умений, любой начинающий живописец оказывается беспомощным и рисует не то, что задумал, а то, что получается. Реалистическая изобразительная грамота заключается в умении изображать с натуры формы и краски предметов. Эти качества грамотного реалистического изображения на начальной стадии обучения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов.

А эмоциональные переживания, полученные от встречи с живой природой, являются необходимым условием образно-колористического решения в работе. Поэтому в своей работе я использую такую форму, как АРТ-путешествия, когда учащиеся рисуют вместе с преподавателем. Творчество и путешествия – это увлекательный мир! Например, Санкт-Петербург – это не только город моего детства, но и точка отсчета творческой и педагогической деятельности. Будучи выпускницей Академии Художеств, я стараюсь, чтобы уникальная архитектура Северной столицы стала для детей той средой, в которой творчество рождается само собой.

Живое общение, личный пример и теплая атмосфера сотворчества – то, что так недооценено в современной педагогике – лучшие условия для одарённых детей. У учеников нужно развивать образное мышление, воображение, наблюдательность, умение средствами живописи воспроизводить натуру, передавать ее конструктивные, пространственные и тонально -колористические качества.

Каждый преподаватель учит детей видеть прекрасное в окружающем мире и старается чтобы художественная школа стала той средой, в которой творчество рождается само собой.

И вот уже третье поколение благодарных учеников, которые приходят в любимую школу – наглядное тому доказательство.

    

Печатина Марина Валентиновна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель ДХШ № 7